(отдел запчастей, Whatsapp)

Китай или Европа. Кто победит?

12.10.08.

Грузовики ведущих мировых концернов фактически не в состоянии конкурировать с китайскими марками на их рынке. Они лишь пытаются понять, как они могут локализоваться на этом рынке, чтобы добиться какого-либо продвижения. Так что, несмотря на все попытки иностранных предприятий закрепиться на этом рынке, и несмотря на все громкие заявления, они не в состоянии что-либо сделать с укреплением китайских производителей грузового транспорта. Нельзя отрицать, что национальные особенности китайской экономики и политика Китая не очень то дружелюбна по отношению к иностранным предприятиям. Но рынок меняется, транснациональные компании, такие как: Volvo, MAN, Scania, Renault будут постепенно адаптироваться к китайской экономической среде и не исключено, что в обозримом будущем китайские производители могут столкнуться с более жестокой конкуренцией со стороны иностранного капитала, чем сегодня. Пока этого не случилось, производителям китайских грузовиков следует задуматься о более долгосрочных стратегиях развития.


На сегодняшний день китайское производство тяжелых грузовиков имеет 50-летнюю историю (первая партия грузовых автомобилей покинула конвейер в 1956 году). Учитывая большие потребности экономики, и в частности строительной отрасли, в коммерческих автомобилях, правительство страны оказывает значительную поддержку производителям коммерческого транспорта, гораздо большую, чем компаниям, которые выпускают только легковые автомобили. Это очень ярко прослеживается на примере таких компаний, как FAW, DongFeng и ряде других фирм. Производя недорогие машины и имея широкую сервисную сеть, они легко заняли незыблемые позиции на своем внутреннем рынке. И вся мировая индустрии высоких технологий, все производители грузовиков высочайшего качества и высоких технологий не имеют в Китае большого спроса. Даже традиционный аргумент крупнейших производителей о том, что автомобили ведущих мировых производителей имеют более высокий срок службы при более низких эксплуатационных расходах, в Китае не действует, поскольку потребители не готовы тратить в три - четыре раза больше средств на покупку импортных грузовых автомобилей. Не правда ли – очень похоже на ситуацию на российском рынке?

Безусловно, китайские производители тяжелых грузовиков сегодня не обладают самыми высокими технологиями производства, но они развиваются. Это продиктовано условиями развития самого китайского рынка. Китайские компании со слабым техническим уровнем производства очень скоро не смогут удовлетворять потребностям, поскольку покупательская способность в транспортной и строительной отраслях КНР постоянно растет. Потребители уже готовы покупать более дорогую технику, таким образом рынок коммерческих автомобилей в КНР регулируется самостоятельно, постепенно вытесняя продукцию низкого качества. Доля тяжелых, высоконагруженных, высокотехнологичных и производительных грузовиков в стране постоянно растет. Согласно последним данным Китайской ассоциации статистики автомобильной промышленности, в 2007 году наиболее растущим сегментом в стране стал сегмент грузовиков средней и высокой грузоподъемности – общей массой от 8 тонн и выше. Зарубежные аналитики предсказывают, что в ближайшие 3-5 лет спрос на высокотехнологичные грузовики китайского производства будет расти очень активно.

Тем не менее, следует признать, что сегодня многотоннажная техника китайского производства находится на начальном этапе своего развития. Нынешние лидеры китайской автопромышленности в области тяжелой автотехники по-прежнему значительно отстают от крупнейших мировых производителей в области технологий, инвестиций в конструкторские и исследовательские центры. Эксперты уверяют, что именно в этом и заключается главное подвох для китайских производителей. Они выпускают технику среднего класса, отстающую в своем технологическом развитии от продукции европейских производителей на 5-7 лет, и продают эту технику в три раза дешевле. Пока эта стратегия работает, но как только разница в цене и качестве между китайскими грузовыми автомобилями и европейскими марками сократится, внутренний рынок страны может быть оккупирован транснациональными корпорациями.

Технологии – залог будущего развития.

Политика китайского правительства, как уже было отмечено выше, более привлекательна для национальных производителей, чем для иностранных компаний. К примеру, в Европе требования по безопасности, потреблению топлива и выбросам вредных веществ намного выше, чем в КНР, соответственно, технологический уровень двигателей, поставляемых в КНР из-за рубежа намного выше, чем у аналогичных моделей внутри страны. А сами иностранные (или лицензионные) двигатели – намного дороже. Но так будет продолжаться не всегда. Все больше и больше признаков свидетельствуют о том, что коммерческие автомобили собственного производства будут постепенно приближаться к европейским стандартам. Сегодня в Китае действуют экологические нормы, близкие к Евро-3. а в Пекине уже переходят на стандарт – IV, аналогичный Евро-4. Также в стране постоянно ужесточаются нормативные акты в области безопасности грузового транспорта. Законодатели КНР понимают, что принятие жестких законов сегодня может привести к плачевным результатам для отечественного производителя и отразится на средней стоимости грузовых автомобилей, поэтому не слишком торопятся с принятием таких решений. Тем не менее, можно утверждать, что в течение "11-й пятилетки" государство будет активно пропагандировать новые технологии в области экологической безопасности. Государство будет способствовать экономии топлива и сокращению выбросов, оказывая поддержку производителям через налоговые послабления и другие экономические средства. Таким образом, для китайских производителей вопрос высоких технологий – это вопрос выживания на международном рынке и вопрос сохранения господства на внутреннем. Сегодня в Китае большинство производителей выпускает технику с экологическими стандартами Евро-3, в то время как ведущие европейские фирмы не только удовлетворяют нормам Евро-4, но и Евро-5. К примеру, шведские производители уже делают двигатели с нулевым выбросом двуокиси углерода, а в области безопасности кабины грузовиков достигли такого уровня, который китайским производителям пока недоступен.

Резюме

Если китайские производители не смогут выйти на один уровень по безопасности и экологичности с иностранными предприятиями, то в дальнейшем они могут потерять не только свое влияние на зарубежном рынке, но и на своем собственном. К сожалению, сегодня в стране есть компании, которые слишком сосредоточены на сохранении своей доли рынка, упуская возможности для своевременной модернизации производства. Между тем, лидерство в продажах сегодня вовсе не означает победу в конкурентной борьбе завтра. Самоуспокоенность в вопросах повышения технологии неизбежно приводит к тому, что конкуренты создают более современный продукт и начинают побеждать.

Автор: Сергей Белобородов, ChinaTechnika.ru

Все записи

Теги: Dongfeng FAW

  Яндекс.Метрика  
Работает на: Amiro CMS