Мочевина Adblue - для чего она нужна?

22.12.19.

Пару лет назад в лексиконе российских дальнобойщиков появилось новое слово – «мочевина». Она же – «Адблю». Не понаслышке знают о ней и владельцы легковых автомобилей и внедорожников с дизельными двигателями, которые соответствуют экологическим нормам Евро-5. Появление нового типа эксплуатационной жидкости, как это нередко бывает, сопровождается появлением многочисленных мифов в водительской среде, а также всевозможных сомнительных услуг. Этот случай не стал исключением. Мочевину тут же попробовали отключать, обходить, не заправлять, разбавлять. Мы поговорили с экспертами рынка технических жидкостей, чтобы выяснить, как обстоит ситуация с применением AdBlue на сегодняшний день.

Для начала немного истории и технической информации. Модули и бачки с мочевиной начали появляться на дизельных автомобилях (как коммерческих, так и легковых) после того, как в Европе было объявлено о скором вступлении в силу экологических норм Евро-5. С предыдущими экологическими нормами Евро-4 успешно справлялись и без использования этого реагента, за счет применения системы EGR. Однако, нормы выбросов пятого поколения оказались настолько жесткими, что применение EGR оказалось неэффективным. В помощь к системе дожигания газов была разработана технология SCR (Selective Catalytic Reduction) – избирательная система очистки выхлопных газов, которая использует в качестве реагента водный 32,5% раствор карбамида (мочевины). Стоит отметить, что в SCR и EGR применены абсолютно разные принципы очистки выхлопных газов.

EGR или SCR?

клапан EGR


Как работает EGR? Она возвращает часть отработавших газов обратно во впускной коллектор и дожигает их. Это существенно увеличивает нагрузку на двигатель, поскольку помимо своего основного предназначения он обязан ещё и очищать выхлопные газы. Обязательным компонентом системы EGR является сажевый фильтр, который задерживает сажу и затем, при определенной температуре прогрева выхлопной системе сжигает (регенерирует) её.

«Система EGR очень требовательна и к качеству топлива, и к качеству моторного масла. Даже одна заправка дизельным топливом с высоким содержанием серы может привести к забиванию каталитического нейтрализатора выхлопных газов. – рассказывает технический специалист компании «Сибиндустритехмаш» (Официальный дистрибьютор ЗАО «Шелл Нефть) Григорий Горшков, - Система SCR не вмешивается в работу двигателя и не создает дополнительную нагрузку. Она всего лишь впрыскивает в выпускной коллектор раствор мочевины. Этот состав, смешавшись с выхлопными газами поступает в специальный катализатор, где вредные оксиды азота превращаются в азот и водяные пары, которые никак не вредят экологии. Технология SCR позволяет с успехом выдержать не только нормы Евро-4, но и нормы Евро-5».

Сегодня подавляющее большинство автопроизводителей используют систему SCR на автомобилях, чтобы добиться соблюдения норм Евро-5. Наиболее последовательным приверженцем EGR остается компания Scania. Не так давно конструкторы шведского концерна заявили, что в скором времени они откажутся от систем SCR на двигателях Евро-5, поскольку уже разработана система EGR, которая позволит выполнить экологические нормы пятого поколения. Этот производитель продолжает настаивать на том, что SCR сильно увеличивает эксплуатационные расходы владельцев грузовиков (связано с необходимостью заправки бака мочевины ADBlue). Кроме того, Scania заявляет, что система SCR не может в полной мере гарантировать, что автомобиль, оборудованный этой системой, будет соответствовать высоким экологическим стандартам, поскольку в случае полного расхода AdBlue в баке двигатель сохраняет возможность работать, соответственно у водителя нет стимула своевременно доливать мочевину в бак. А без данного реагента двигатель выпадает не только из норм Евро-5, но и Евро-4.

Это утверждение можно оспорить. К примеру, в нашей стране всегда есть риск заправки дизельным топливом с высоким содержанием серы, что может привести к блокированию каталитического конвертера. Это один из основных элементов системы рециркуляции газов (EGR) и стоимость его замены бьет по карману автовладельца намного сильнее, чем необходимость заправки бачка с мочевиной (которая постоянно дешевеет). На практике, при забивании катализатора, многие российские автовладельцы попросту удаляют его (или пробивают) и устанавливаются различные обманки, чтобы выключить аварийную лампу на приборной панели и продолжают эксплуатировать технику с нарушением экологических норм. Должного контроля за соблюдением экологических требований у нас не предусмотрено. Другими словами, способы обхода системы, отвечающей за чистоту выхлопных газов, применяются с одинаковым успехом и при использовании SCR и при применении EGR. Если сам владелец грузовика не проявляет заинтересованности в том, чтобы его парк был экологически чистым, и если в стране, где эта техника эксплуатируется, не налажен контроль за соблюдением высоких экологических норм, то гарантировать соблюдение норм Евро-4 и евро-5 не сможет ни EGR, ни SCR.

Мошенничество на мочевине.


Российский рынок мочевины для дизельных двигателей сейчас переживает фазу активного роста и развития. Этот этап неизбежно сопровождается появлением большого количества производителей и торговых марок самого разного качества. «Сам по себе карбамид – доступный химический материал. Он стоит недорого. – говорит Григорий Горшков, - Но для использования в дизельных двигателях нужен специальный состав, идеально очищенный, который смешивается со специальной деминерализованной водой в определенной пропорции. В кустарных условиях изготовить такую жидкость практически невозможно. Поэтому вся «мочевина», которую продают под видом сертифицированного химического состава вдоль дорог – это подделка, применение которой приводит, как правило, к выходу датчиков из строя».

Для того, чтобы задать стандарт производства мочевины для дизельного двигателя Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии (VDA) зарегистрировала специальную торговую марку AdBlue и прописала технические условия на производство данного реагента для систем SCR. Они описаны в отраслевом стандарте DIN 70070 и международном стандарте ISO 22241. Только жидкости, которые производятся по данному стандарту имеют право называться AdBlue и использоваться в системах SCR. К сожалению, в России сейчас продается большое количество несертифицированной продукции, которая производится в кустарных условиях.

«На волне дефицита AdBlue, который наблюдался в России после появления первых автомобилей, оснащенных системой SCR многие водители обожглись на некачественной «мочевине». К счастью, сегодня такой проблемы нет. Сертифицированный AdBlue можно приобрести без проблем. Его цена постоянно снижается. К примеру сегодня оптовая цена данной жидкости в нашей компании составляет от 35 рублей за литр. – заявляет Григорий Горшков, - Если учесть, что расход данной жидкости на грузовиках составляет около 1-1,5 литров на 100 км., а на легковых автомобилях ещё ниже, доля расходов на покупку качественного состава AdBlue в общем объеме эксплуатационных расходов не так уже и высока. Необходимо только наладить этот процесс, чтобы на транспортных предприятиях всегда был необходимый запас реагента. Необходимость закупки мочевины в рейсе всегда чревата опасностью купить несертифицированную жидкость и испортить двигатель».

Отключение мочевины.


Появление первых автомобилей с модулями SCR вызвало у их владельцев определенное замешательство. Дефицит Adblue и высокая стоимость данной жидкости, о которых мы уже писали выше, спровоцировали появление на российском рынке «уникальной» услуги – отключение модуля мочевины. На рынке появились различные эмуляторы модуля подачи мочевины. И хотя стоимость такой прошивки довольно высока, находятся все же желающие воспользоваться такой услугой. Впрочем, наиболее «экономные» владельцы умудрялись даже заливать в бак для Adblue обычную дистиллированную воду и уверяли, что такая замена не приводит к каким-то негативным последствиям для двигателя. Дескать, мощность не падает и ошибки на приборной панели не появляются.

Однако длительная эксплуатация автомобилей без использования мочевины показала, что это не так. При отключении мочевины, действительно можно сохранить мощность двигателя и расход топлива на прежнем уровне. Отсутствие постоянного контроля за соблюдением норм Евро-4 в России, позволяет водителям надеяться на то, что их никто не оштрафует на дороге, за загрязнение окружающей среды. И все же есть довольно веская причина – отказаться от предложений по отключению модуля мочевины на современном грузовике. Во-первых, подобное вмешательство автоматически влечет за собой снятие автомобиля с гарантии. Если такая перспектива вас не сильно беспокоит, то возможно вы прислушаетесь к словам механиков, которые с уверенностью заявляют, что эмулирование работы модуля приводит к серьезным ошибкам при бортовой диагностике автомобиля и делает практически невозможным его дальнейшее сервисное обслуживание. Пока автомобиль новый это не сильно беспокоит, но после нескольких лет эксплуатации такая перспектива вряд ли обрадует владельца автомобиля и его потенциального покупателя на вторичном рынке.

Ни один из представленных сегодня на рынке методов отключения мочевины не имеет сертификации и не проходил какие-либо испытания. Это кустарные технические решения, применяя которые, владелец действует на свой страх и риск. Даже если вас не особо беспокоит то, что при отключении мочевины автомобиль сразу же переходит с уровня Евро-5 на уровень Евро-2, то следует всерьез задуматься о собственном кармане. Экономия в несколько тысяч рублей, в случае заливки некачественного реагента, или отключения модуля может стать причиной преждевременного износа двигателя, что приведет к более серьезным затратам.

В завершение отметим, что дальнейшие рыночные перспективы технологии SCR, а вместе с ней и объемы продаж Adblue выглядят довольно радужно. Очевидно, что со временем количество сертифицированных производителей и поставщиков данной жидкости на нашем рынке будет только увеличиваться, а рост конкуренции всегда влечет за собой снижение стоимости. К тому же у следующих поколений водителей уже будет выработана стойкая привычка следить за уровнем мочевины в своих автомобилях. Вероятность того, что в ближайшем будущем технология SCR будет потеснена с рынка пока очень небольшая. По мнению экспертов, на данный момент, это наиболее простой и недорогой способ добиться практически нулевых показателей по вредным выбросам в атмосферу. Судя по всему AdBlue – это всерьез и надолго.


Все записи

  Яндекс.Метрика  
Работает на: Amiro CMS